История факультета

В утвержденном 12 января 1755 г. императрицей Елизаветой Петровной Проекте организации Московского университета и гимназий в числе предполагаемых к открытию кафедр философского факультета (в университете предусматривались три факультета — юридический, медицинский и философский) называлась кафедра истории (универсальной, российской, древности и геральдики).
Становление университетского образования в России проходило под мощным влиянием идей М. В. Ломоносова и, в частности, его понимания роли исторических знаний в формировании национального самосознания. «Великое есть дело смертными и переходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных должную славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. История дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, младым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанной пользою соединенное. Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцов наших?».
С основанием Московского Императорского университета преподавание истории осуществлялось сначала силами приглашенных иностранных профессоров, а затем и первых питомцев университета.
Согласно Уставу 1804 г. в университете были созданы кафедры всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства; а также теории изящных искусств и археологии. В 1804 г. в Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Его главной задачей было «вернейшее и исправнейшее издание оригинальных древних о России летописей» для подготовки «сочинения подлинной Российской истории». Общество публиковало «Чтения» и «Записки», «Русский исторический сборник» и др., подготовившие бесценный фонд источников для изучения и преподавания отечественной истории.
Успех деятельности Общества был связан с работой специалистов — источниковедов, архивистов, археографов (К. Ф. Калайдович, П. М. Строев, О. М. Бодянский, И. Д. Беляев, А. Н. Попов, Е. В. Барсов и др.).
Благотворно сказалось на преподавании истории в Московском университете создание отдельных исторических кафедр — российской и всеобщей истории в составе созданного на философском факультете историко-филологического отделения. Кафедру русской истории возглавлял М. П. Погодин (1835—1844), затем С. М. Соловьев (1845—1879), В. О. Ключевский (с 1879); первым руководителем созданной в 1839 г. кафедры всеобщей истории был Т. Н. Грановский.

В 1850 г. в университете был создан историко-филологический факультет, в 1872 г. было образовано его историческое отделение. Т. Н. Грановский читал лекции по истории средних веков; П. Н. Кудрявцев вел курс истории Древнего Востока, Греции и Рима; С. В. Ешевский — курс всеобщей истории; В. И. Герье — курс истории средних веков; преподаванием русской истории занимались М. П. Погодин, С. М. Соловьев, Н. А. Попов. Ученики В. И. Герье — П. Г. Виноградов, Н. И. Кареев, М. С. Корелин, Р. Ю. Виппер, Е. Н. Щепкин внесли большой вклад в изучение и преподавание истории. Дальнейшее развитие школы историков, изучавших историю России, связано с деятельностью В. О. Ключевского и его учеников — П. Н. Милюкова, М. К. Любавского, Н. А. Рожкова, М. М. Богословского, А. А. Кизеветтера, Ю. В. Готье.

1917 год — 1920-е годы
Революция 1917 г. привела к существенным изменениям в изучении и преподавании истории. На основе бывшего юридического факультета и исторического отделения историко-филологического факультета был образован факультет общественных наук (ФОН) (март 1919). В соответствии с постановлением СНК от 4 марта 1921 г. «О плане организации факультетов общественных наук российских университетов» ФОН должен был готовить преподавателей обществоведения. Осенью 1922 г. на ФОН было 8 отделений, в числе которых — правовое, общественно-педагогическое, этнолого-лингвистическое, литературно-художественное, археологическое. В 1925 г. ФОН декретом Совнаркома был преобразован в факультет советского права и этнологический. Этнологический факультет имел отделения — историко-археологическое, этнографическое, литературное, изобразительных искусств. Перестройки 20-х годов ухудшали условия развития исторической науки, влекли за собой уход из университета крупных специалистов-историков, сужали масштабы исторических исследований, вели к сокращению подготовки профессиональных историков. Однако полностью научная и педагогическая деятельность историков Московского университета не прекращалась. Работавшие на историко-археологическом отделении В. А. Городцов, Ю. В. Готье внесли большой вклад в становление и развитие археологии в университете. Выпускниками археологического отделения были А. В. Арциховский, А. Я. Брюсов, Б. Н. Граков, С. В. Киселев, П. А. Дмитриев, А. П. Смирнов, Б. А. Рыбаков. В 1929 г. начались археологические раскопки в Новгороде, положившие начало исследованию проблемы русского средневекового города.
Разрабатывались проблемы античной истории. В. С. Сергеев внес значимый вклад в подготовку учебников и учебных пособий по древней истории, в обоснование структуры преподавания этого курса в высшей школе.
Ю. В. Готье и М. К. Любавский читали курсы по истории славян.
В 20-х — начале 30-х гг. были изданы работы Н. М. Лукина по истории Великой французской революции, В. М. Лавровского и Ф. А. Ротштейна — по истории Англии.
Широкую известность приобрели публикации документов и исследования о движении декабристов Н. М. Дружинина, М. В. Нечкиной. В монографиях В. И. Пичеты и Е. А. Мороховца рассматривались проблемы крестьянского движения в России. В исследованиях историков после Октябрьской революции обозначился поворот в сторону изучения социально-экономического развития общества, истории классовой борьбы, революционного движения в России и на Западе в XX в., новой и новейшей истории зарубежных стран, послеоктябрьской истории России, истории коммунистической партии. В январе 1931 г. только что созданный историко-философский факультет был выведен из состава университета. На его базе был образован Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ).

1930-е годы
Начало новому этапу в развитии исторической науки и преподавания было положено постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», опубликованным 16 мая 1934 г. В нем отмечалось, что «преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой, занимательной форме с изложением важнейших событий в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей, учащимся преподносят абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение истории отвлеченными социологическими схемами». Важнейшим звеном в системе мер, направленных на изменение этой ситуации, было восстановление с 1 сентября 1934 г. исторических факультетов в Московском и Ленинградском университетах, призванных готовить квалифицированных специалистов по истории. Одновременно ставился вопрос о создании программ и учебников для школы; в этой работе университетским преподавателям отводилась важная роль. Исторический факультет получил помещение Кооперативного техникума (ул. Герцена, 5) — бывший особняк Орловых-Мещерских, построенный в 90-х гг. XVIII в. по проекту архитектора М. Ф. Казакова.
В 1934 г. на факультете было 5 исторических кафедр — истории СССР (руков. — проф. А. М. Панкратова), истории средних веков (руков. — проф. Е. А. Косминский), истории нового времени (руков. — акад. Н. М. Лукин), истории колониальных и зависимых стран (руков. — проф. Х. З. Габидуллин). В 1937 г. была образована кафедра древних языков (рук. — проф. Н. И. Новосадский); в 1939 г. — кафедры археологии (рук. — проф. А. В. Арциховский), этнографии (рук. — проф. С. П. Толстов), истории южных и западных славян (рук. — проф. В. И. Пичета), музейно-краеведческая (руков. — проф. Г. А. Новицкий). Первый декан факультета — проф. Г. С. Фридлянд (1934 — май 1936); с июня 1936 по июнь 1937 г. обязанности декана исполняла З. П. Игумнова; в 1938—1940 гг. деканом факультета был И. Д. Удальцов; в 1940—1943 гг. — С. Д. Сказкин. В предвоенные годы на историческом факультете трудились многие крупные ученые — М. Н. Тихомиров, Н. М. Дружинин, А. Д. и И. Д. Удальцовы, К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, Е. В. Тарле, М. В. Нечкина, А. И. Неусыхин, С. А. Токарев, В. Д. Блаватский, Б. А. Рыбаков, С. В. Киселев, В. М. Хвостов, С. А. Никитин, Ю. В. Готье, В. М. Лавровский, В. П. Волгин и другие известные историки, этнологи, археологи.
В открывшуюся в 1934 г. аспирантуру было зачислено 24 человека, среди них — А. Г. Бокщанин, С. С. Дмитриев, А. Л. Нарочницкий, Д. Г. Редер.
Совершенствовалась университетская система преподавания. Наряду с общими и специальными лекционными курсами проводились просеминары и специальные тематические семинары. Рос штатный состав преподавателей. Появились новые научные направления, осваивалась новая проблематика, разрабатывались проблемы источниковедения, историографии, создавались учебники по истории , выходили оригинальные, новаторские труды. Создавались новые археологические экспедиции.
В 1934 г. было положено начало комплектованию книжных фондов кабинетов исторического факультета. Начали работать научные студенческие кружки, организовывались студенческие научные конференции. С 1937 г. на факультете стал проводиться день открытых дверей. В апреле 1940 г. в связи с подготовкой к 185-летию Московского университета начался цикл публичных лекций по истории университета. Исторический факультет провел среди школьников Москвы конкурс на лучшее сочинение по истории. В 1938 г. исторический факультет заочного педагогического института, существовавшего при университете с 1936 г., был преобразован в заочное отделение истфака.
Вместе с тем необходимо отметить, что историческая наука развивалась в сложных условиях. Выход «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938 г. способствовал канонизации марксизма-ленинизма в сталинской интерпретации, а его догматизация доводилась до выхолащивания научных принципов этой методологии. Историческая наука, особенно история советского общества и история КПСС, подвергалась жесткому идеологическому контролю.

1940-е годы
С началом Великой Отечественной войны большое число студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников факультета ушли на фронт. Многие из них отдали жизни за свободу и независимость нашей Родины. Ведущие профессора записывались в народное ополчение, участвовали в обороне Москвы. Студенты и преподаватели принимали участие в строительстве оборонительных рубежей.
Исторический факультет вместе со всем университетом был эвакуирован сначала в Ашхабад, а затем в Свердловск. В декабре 1941 г. МИФЛИ, также эвакуированный в Ашхабад, слился с истфаком.
Ученые истфака публиковали научно-популярные работы на историко-патриотические темы, выступали с лекциями и статьями в газетах и журналах. М. Н. Тихомиров, С. В. Бахрушин, Н. П. Грацианский, Б. Д. Греков, А. И. Пичета, С. Д. Сказкин, А. И. Неусыхин, А. С. Ерусалимский и многие другие ученые издали работы о героическом военном прошлом нашей Родины, ее выдающихся полководцах, о борьбе с иноземными захватчиками, показывали корни и сущность германского милитаризма. В 1943 г. в города, освобожденные от фашистской оккупации (Смоленск, Курск, Харьков), были направлены лекторские группы, в состав которых входили профессора исторического факультета А. М. Панкратова, Н. М. Дружинин, А. В. Ефимов. В сложнейших условиях продолжалась плодотворная исследовательская работа. Среди лауреатов Государственных премий военных лет — преподаватели исторического факультета — Б. Д. Греков, Е. В. Тарле, А. И. Яковлев, И. И. Минц и другие ученые.
В годы войны факультет возглавляли талантливые руководители — деканы С. Д. Сказкин (1940—1943); А. В. Ефимов (в Московской группе МГУ, 1941—1943); С. П. Толстов (1943—1945).
С декабря 1943 г. по январь 1948 г. коллектив МГУ возглавлял ректор-историк проф. И. С. Галкин.
Занятия в МГУ не прекращались даже в самое тяжелое военное время. В Свердловске университет находился до 25 мая 1943 г., после чего началась его реэвакуация.

1950—1980-е годы
После окончания войны на факультет пришли демобилизованные фронтовики. Стоит отметить, что многие учившиеся на факультете в 1945—1952 впоследствии стали известными учеными и деятелями как в области истории, так и в других областях.
В 1953 г. кафедра отечественной истории была разделена на четыре самостоятельные кафедры — по крупнейшим периодам отечественной истории, что подняло на новую ступень изучение отечественной истории. Впервые были созданы кафедры истории советского общества и источниковедения отечественной истории. В том же году на факультете начала работать выделившаяся из общеуниверситетской кафедры кафедра истории КПСС. В 1950 г. факультет пополнился искусствоведческим отделением, состоявшим из двух кафедр: истории русского и советского искусства и истории зарубежного искусства. Большой вклад в развитие исторического факультета в послевоенные десятилетия внесли его деканы: М. Н. Тихомиров (1945—1947); Г. А. Новицкий (1947—1950); Б. А. Рыбаков (1950—1952); А. В. Арциховский (1952—1957); И. А. Федосов (1957—1971); Ю. С. Кукушкин (1971—1995).
После XX съезда (1956) условия работы историков стали более благоприятными, хотя сохранявшаяся политическая и идеологическая ангажированность исторической науки не позволяла авторам в принципиальных оценках выйти за рамки партийных установок. Росло число монографических исследований. На всех кафедрах факультета готовились и издавались учебники и учебные пособия, сборники документов. Получили стимул дальнейшего развития вспомогательные и специальные исторические дисциплины. В 1965 г. была образована самостоятельная кафедра иностранных языков для занятий со студентами истфака. Организовывались новые экспедиции, расширялись полевые практики. Появились новые научные направления, создавались новые научные школы. И. Д. Ковальченко и Л. В. Милов одними из первых среди историков страны начали применять математические методы в исследовании социально-экономических процессов. По инициативе И. Д. Ковальченко и под его руководством с конца 1960-х годов начала формироваться школа, разрабатывающая проблему использования количественных методов в исторической науке. Ученые факультета И. П. Дементьев, Н. В. Сивачев, Е. Ф. Язьков сыграли ведущую роль в создании научной школы американистики. Сильной была, и до сих пор остается, школа по изучению истории Франции: Б. Ф. Поршнев, А. В. Адо, В. П. Смирнов и др.
Профессор факультета А. Ч. Козаржевский был истинными просветителем: его экскурсии по Москве, лекции по мастерству устной речи, традиционные выступления перед первокурсниками и выпускниками исторического факультета производили неизгладимое впечатление на слушателей.
Пётр Андреевич Зайончковский, занимавшийся историей России XIX века, создал свою научную школу. Это же можно и сказать и о Ароне Гуревиче, исследователе средневековой культуры Западной Европы.
Радикальные перемены в общественно-политической жизни страны во второй половине 1980-х гг. — начале XXI века определили значительные изменения в сфере исторической науки. С одной стороны, они открыли широкий доступ к архивам, сняли цензурные ограничения, способствовали расширению проблематики исследований; с другой стороны, распад СССР отрицательно сказался на отношениях с бывшими республиками, разрушив ранее единое образовательное пространство; сократилось финансирование высшей школы. Перестройка всего общественного организма потребовала переосмысления различных сторон деятельности факультета. Самоотверженный труд и ответственность коллектива определили поступательное развитие факультета.

1990-е годы
В 1999 году на Историческом факультете прошел первый День историка, а год спустя (уже в 2000) был основан Творческий Союз Студентов Историков (ТССИ).

Исторический факультет сегодня
Начало 2000-х годов ознаменовалось нововведениями в жизни факультета. Так, в 2003 открыта Кафедра Исторической Информатики (Л.Бородкин), в то же время стала действовать еще одна новая кафедра — истории стран Ближнего зарубежья (заведующий кафедрой – Е.И. Пивовар).

Деканы факультета

  • Г. С. Фридлянд (1934 — май 1936)
  • З. П. Игумнова (и. о.- июнь 1936 — июнь 1937)
  • И. Д. Удальцов (декабрь 1938 — февраль 1940)
  • Н. Д. Старосельцев (и. о.- март 1940 — июль 1940)
  • С. Д. Сказкин (август 1940 — ноябрь 1943)
  • А. В. Ефимов (в московской группе МГУ, 1941—1943)
  • С. П. Толстов (декабрь 1943 — октябрь 1945)
  • М. Н. Тихомиров (ноябрь 1945 — октябрь 1947)
  • Г. А. Новицкий (ноябрь 1947 — сентябрь 1950)
  • Б. А. Рыбаков (октябрь 1950 — май 1952)
  • А. В. Арциховский (июнь 1952 — май 1957)
  • И. А. Федосов (июнь 1957 — январь 1971)
  • Ю. С. Кукушкин (февраль 1971 — июль 1995)


C августа 1995 г. по настоящее время деканом факультета является академик РАН профессор С.П. Карпов.

Подразделения факультета

Кафедры:

  • Кафедра истории России до начала XIX века
  • Кафедра истории России XIX — начала XX века
  • Кафедра отечественной истории XX—XXI вв.
  • Кафедра источниковедения отечественной истории
  • Кафедра истории древнего мира
  • Кафедра истории средних веков
  • Кафедра новой и новейшей истории стран Европы и Америки
  • Кафедра истории южных и западных славян
  • Кафедра археологии
  • Кафедра этнологии
  • Кафедра истории общественных движений и политических партий России
  • Кафедра истории стран ближнего зарубежья
  • Кафедра истории Церкви
  • Кафедра исторической информатики
  • Кафедра отечественного искусства
  • Кафедра всеобщей истории искусства
  • Кафедра древних языков
  • Кафедра иностранных языков

Лаборатории и центры:

  • Археографическая лаборатория
  • Информационно-аналитический центр по теоретическим проблемам исторической науки
  • Лаборатория истории Византии и Причерноморья при Кафедре истории средних веков
  • Лаборатория истории русской культуры при Кафедре истории России XIX — начала XX вв.
  • Центр экономической истории
  • Центр украинистики и белорусистики при Кафедре истории южных и западных славян
  • Лаборатория истории национальных отношений в России XX века при Кафедре отечественной истории XX в.
  • Лаборатория истории США при Кафедре новой и новейшей истории
  • Учебно-научный центр прикладной этнологии при Кафедре этнологии

Понравилось людям